В Манали очень много храмов, и они очень ухоженные. Мы недавно зашли в храм, посвященный Васиштхе Муни, – это один из семи великих риши, через которых проявились Веды, с его именем связаны многие истории в Пуранах, он духовный учитель солнечной династии кшатриев, соответственно, он гуру Рамачандры.
Технология взаимодействия с Богом или с какими-то могущественными личностями или силами через храмы известна давно, во всех традициях этим пользуются. Принцип этого взаимодействия можно проиллюстрировать на понятном для нас современном примере. У каждого сейчас есть смартфон, и все знают, что это просто пластик, стекло и железо. Однако если мы наберем определённую комбинацию цифр, то через смартфон можно разговаривать с тем, кто находится вне поля нашего видения. Точно так же люди в храмах, построенных из камня, могут при определенных условиях взаимодействовать с теми, кого невозможно ощутить нашими материальными чувствами.
Но меня поражает то, что люди по-разному относятся к тому, к кому они обращаются в этих храмах. Везде в Индии есть храмы Шивы, Вишну, Дурги, Ханумана. Но одни считают их добрыми могущественными силами, которые помогают в житейских вопросах, другие относятся к ним как просто к атрибутам своей культуры, а кто-то считает, что Абсолют не имеет формы, но для того, чтобы невежественные люди могли как-то с Абсолютом взаимодействовать, Он эти формы принимает.
Очень сложно самому понять, кому же поклоняются в многочисленных храмах Индии. Только если смотреть через призму «Бхагавад-гиты», в этом можно разобраться.
Над храмом Васиштхи был прекрасный водопад, встать под него мы не рискнули, но смотреть на него можно было бесконечно: он просто гипнотический!